Отрезанная акватория?!

КАК ВСЕГДА, С ОЛИМПИЙСКИХ высот политики российско-турецкий кризис катится вниз, в экономику, к простым людям, в том числе жителям Ейска.

Он уже ударил по экспортным ценам на пшеницу в нашем городе и в Азовском регионе в целом. По данным ИКАРа, экспортные цены в портах Азовского бассейна, откуда в основном отгружается пшеница в Турцию, упали на минувшей неделе на 300-600 рублей (4,5-9 $/тонна).

В то же время цены FOB на пшеницу (протеин 12,5%) в портах Черного моря на минувшей неделе выросли на $2 до 197 $/тонна. Причиной стал политический кризис в отношениях России и Турции.

России в случае ограничения экспорта зерна в Турцию необходимо будет переориентировать на другие страны до 1,6 млн. тонн зерна, включая сюда пшеницу, кукурузу, ячмень и зернобобовые.

В общем объеме отгрузок через малые порты доля Турции составляет более трети. В 2014/2015 сельскохозяйственном году через малые порты в Турцию было поставлено 4,1 млн. тонн зерна (почти 70% объема, вывезенного из России), в июле-октябре 2015 года их доля уже достигла 90% – 1,4 млн. тонн из 1,6 млн. тонн.

ГОВОРЯ ФОРМАЛЬНО, экономические санкции, введенные Кремлем в ответ на сбитый российский бомбардировщик, пока не затрагивают внешнюю торговлю зерном. Однако и российские и турецкие трейдеры на фоне непредсказуемости дальнейших действий властей обеих стран опасаются заключать новые контракты. Российская сторона, как подвергшаяся агрессии, конечно, действует в области санкций первой: местная инициатива уже была продемонстрирована при отправке из Ейска нескольких карго с пшеницей для Турции.

При этом отметим: отгрузка из России в Турцию идет в основном через терминалы таких малых портов, как Ейск (а еще Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог), куда зерно доставляется автотранспортом на короткие расстояния.

Впрочем, и местные производители зерна давно и прочно ориентированы на экспорт. Кубань – житница России, а Ейский район – житница Кубани. Только в отдельно взятом  Ейском районе намолочено 460 тысяч тонн зерна.  Это третий результат в Краснодарском крае, при достижении которого особо отличились хозяйства «Родина» и «Советский». Они получили урожайность 64 ц/га и 62,2 ц/га соответственно. Отмечен хороший урожай в холдинге «Покровский». Они добились урожайности  55-60 ц/га.

Покончив с яровыми, дружно, как и в прошлом году, взялись за озимые. Ейские поля почти полностью готовы к зиме. Вспахано около 37 тысяч гектаров зяби. На поля района вывезено 144 тысячи тонн органического удобрения – план выполнен на 91%.

Также хозяйства активно ведут обработку против мышевидных грызунов. На текущую дату обработано 62 гектара стаций резерваций – это обочины дорог, края лесополос, 900 гектаров многолетних трав и 3,6 тысячи гектаров озимых. Все готовится к большому урожаю, а куда его потом деть, если акваторию «отрежет»?

РАССМОТРИМ ИСТОРИЮ ВОПРОСА: в 2012–13-м и 2013-14-м сельскохозяйственных сезонах через Ейский порт было отгружено по 1,4 млн. тонн зерна — почти максимально возможные объемы. Именно тогда и озвучивались планы перепрофилирования ейского портового элеватора… под паромную переправу. Предполагалось, что модернизированный порт будет обслуживать грузопотоки из Грузии и Крыма, Турции.

В частности, небезызвестный Давид Якобашвили в 2014 году высказывал пожелание консолидировать у себя весь пакет зернового порта и построить на его мощностях паромную переправу. Успех паромного проекта, по мнению некоторых аналитиков, в тех условиях был просто гарантирован.

Но, конечно, не в нынешней ситуации. Одного Крыма для зернового парома маловато будет…

В целом по краю работа предстоит большая и сложная. Перенаправлять грузы, а куда? Более 3,3 млн. тонн зерна и продуктов его переработки было экспортировано через пункты пропуска Краснодарского края в августе 2015 года.  Было отправлено 158 судов общим объемом 3,328 млн. тонн со следующей подкарантинной продукцией: пшеница продовольственная, ячмень, кукуруза, отруби пшеничные, семена льна, шрот подсолнечный, горох, барда кукурузная и мучка рисовая.

В августе 2015 года экспорт зерна осуществлялся, кроме морского пункта пропуска «Ейск», через пункты пропуска «Кавказ», «Новороссийск», «Тамань», «Темрюк» и «Туапсе».

На пике развития международной торговли и разделения труда аналитики оптимистично склонялись к тому, что в ближайшие годы водный транспорт (а именно им славится Ейск) будет выигрывать конкурентную борьбу у железнодорожников и автопоездов.

До недавнего времени как раз из-за резко выросших железнодорожных тарифов в России рос сегмент автоперевозок,  ежегодно на автотранспорт перемещалось 2–3% от общего числа перевозимых по железной дороге грузов.

Но есть одна «закавыка»: водный транспорт сегодня используется в основном для перевозки товаров сравнительно низкой ценности — угля, металлов, песка и прочих. В этом виде перевозок также невелики затраты, вызванные утерей или повреждением товаров.

Это обусловлено не только их низкой стоимостью, но и тем, что затраты, вызванные задержкой в доставке, по сравнению с другими видами транспортировки ничтожны, поскольку покупатели обычно создают крупные запасы транспортируемого товара…

КАК УЖЕ ВИДИТ ИЗ ОПИСАНИЯ читатель, речь идет прежде всего о «попавшей под удар турецкой ракеты» зерновой торговле. Ну, не телевизоры же на сухогрузах возить!

С этой точки зрения, ставка именно на морскую логистику в ближайшие годы для ейских и азовских инвесторов оказалась ловушкой.  А ведь «ничто не предвещало»…

До кризиса доля Турции в российском экспорте зерна достигала 20%. С 2012/2013 сельхозгода она занимала первое место по объемам российских поставок. В 2014/2015 году Турция импортировала 5,94 млн. тонн российского зерна (6,34 млн. тонн с учетом зернобобовых). Ставший вторым Египет импортировал 3,65 млн. тонн.

Правда, еще до кризиса в этом году Турция уступила первое место Египту, сократив ввоз зерна из России сразу на 1,1 млн. тонн, до 1,6 млн. тонн. Очевидно, свою провокацию против России турки готовили давно и потихоньку к ней готовились, в том числе и экономически.

В структуре российского экспорта в Турцию преобладают пшеница (в 2014/2015 сельхозгоду – 66% или 4,2 млн. тонн) и кукуруза (22% и 1,4 млн. тонн). Кроме того, Турция закупает у России незначительные объемы ячменя (158 тыс. тонн) и зернобобовые, в частности, горох и нут (398 тыс. тонн в 2014/2015 сельхозгоду). Основные поставки в Турцию из Ейска, Азова и Таганрога приходятся на летние и осенние месяцы.

Из планируемого в 2015/2016 гг. импорта пшеницы со стороны Турции, который, как прогнозируется, снизится до 4 млн. тонн, из всех стран-поставщиков, из России в июле-ноябре будет вывезено около 1,6 млн. тонн. Потенциал поставок в декабре 2015 года – июне 2016 года составляет около 1,2 млн. тонн. Поставки кукурузы из России на турецкий рынок в июле-ноябре 2015 года составят около 0,3 млн тонн. Потенциал поставок кукурузы в декабре 2015 – июне 2016 года – около 0,2 млн. тонн, столько же приходится на другие культуры.

СЕГОДНЯ, ОДНАКО, РОССИЙСКИЕ экспортеры приостановили заключение контрактов на поставку зерна в Турцию из-за опасений ограничительных мер. Отгружается только зерно, которое уже продано. Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявлял, что в случае прекращения экспорта зерна в Турцию его покупателями могут стать страны Ближнего Востока и Африки, а также Китай.

Ейск, изначально строившийся как порт для сухогрузов, всегда был хлебным местом. Глубины Ейского порта (до 4,2 м), как пояснили специалисты, не позволяют обслуживать суда дедвейтом свыше 6–7 тысяч тонн. Это именно насыпной торговый порт – такова его естественная специализация!

В частности, в Турцию из Ейска отправлялись в основном малые суда грузоподъемностью 3-5 тыс. тонн из-за близости страны к южным портам и спроса на такие объемы со стороны средних мукомольных предприятий.

Теперь, учитывая геополитическую неопределенность, и местного, и привозного хлеба может стать слишком много…

Вопросы касаются также перевозки по внешним для РФ водным путям генеральных, навалочных, лесных и крупногабаритных грузов, зерна, пиломатериалов, калийных и минеральных удобрений, серы, угля, бумаги, строительных материалов, металлопродукции, а также до 140 контейнеров различных грузов…

Мы, конечно, выстоим и выдержим. Но в современном мире все так взаимосвязано, что всякий непродуманный удар – вроде нанесенного Турцией в спину борцов с международным терроризмом – болезненно «аукается», порой, в очень отдаленных местах. Казалось бы, какая связь между зерном и сбитым бомбардировщиком?! А вот, оказывается, самая прямая!

 

Александр Филиппов.